Научное сообщество.

«Школа – вуз» - веление времени

Средняя школа № 42 Октябрьского района г. Уфы была основана в 1969 году. Ежегодно в учебном заведении обучаются около 1300 детей, причем многие из них приезжают сюда из разных уголков города. Причина такой популярности кроется в хороших базовых знаниях, которые получают дети в течение всего срока обучения. Их наставниками выступают опытные педагоги, посвятившие свою жизнь детям.
По инициативе администрации школы в 1997 году была открыта экспериментальная площадка «Школа- вуз» в системе развивающего и дифференцированного обучения, целью которой являлось создание условий для ранней профессиональной ориентации, содействие правильному выбору профессии, повышения уровня стартовой подготовки абитуриентов и тем самым повышение качества подготовки студентов, создание условий для выявления и социальной защиты одаренных детей. Принципами деятельности программы «Школа – вуз» стали открытость комплекса для всех детей, имеющих соответствующие индивидуальные параметры, наличие выраженной склонности к логическому мышлению, достаточно высокий уровень предыдущей подготовки, ориентация учебно- воспитательного процесса на максимальное развитие индивидуальных данных школьников, принцип обеспечения свободы выбора в естественных рамках, принцип регионализации образования. Иллюстрация
И вот уже девять лет функционирует система «Школа – вуз». Гордостью школы являются химико-биологический, социально-гуманитарный и физико-математический классы. Углубление по предметам стало возможным благодаря сотрудничеству с ведущими вузами Республики Башкортостан: Академия наук, БГУ, БГПУ, УГАТУ. Под руководством докторов и кандидатов наук ребята получают отличные знания по математике, физике, информатике, истории, правоведению, химии, биологии. Полученные знания и навыки закрепляются на практике в лабораториях вузов. В школе создано научное общество учащихся, в рамках которого ребята активно участвуют в конференциях, семинарах, олимпиадах и интеллектуальных играх. Каждый год ребята лидируют в районных, городских, республиканских, окружных и всероссийских олимпиадах, радуя своими успехами преподавателей и учителей.
В июне, когда во всех школах страны начинаются каникулы, в 42- ой кипит школьная жизнь, начинается пятая летняя четверть. Работают профильные лагеря «Изотоп» - химический, «Альфа» - математический, «Фемида»- социально-гуманитарный, каждый из которых собирает по 100 учащихся, желающих изучать глубже предмет, слушать лекции профессоров, выполнять практические задания и решать задачи повышенной трудности.
Благодаря слаженной работе педагогического коллектива под руководством директора школы, Каримова Р.А. и тесному сотрудничеству с вузами, 90% выпускников школы ежегодно поступают в высшие учебные заведения, высок процент качества знаний учащихся, конкурентноспособность при поступлении и обучении в вузах республики и России.
Сотрудничество с вузами – актуальный аспект работы школьного коллектива при подготовке и социализации выпускника.


Из опыта работы МОУ СОШ № 42 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа город Уфа РБ
Реализация профильного образования
в системе Школа – ВУЗ


Сложившаяся в школе № 42 с углубленным изучением отдельных предметов система многопрофильной подготовки учащихся 10-11 классов формировалась в течение последних десяти лет. В ее основе лежит несколько фундаментальных принципов и вытекающих из них способов их реализации.
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА Для осуществления этого принципа в первую очередь проводится анализ мнений учащихся и их родителей, используя методы анкетирования, тестирования и собеседования, а затем формируются соответствующие учебные планы профильных классов на основе БУП с безусловным сохранением ядра инвариативной части.
Анализ данных позволил прийти к заключению, что социальным заказом для нашей школы является подготовка детей к разнопрофильному интеллектуальному труду.Иллюстрация
Рассматривая школу как звено в системе непрерывного обучения, выявились узловые проблемы нашей деятельности: дать учащемуся полное среднее образование, подготовить к поступленю в ВУЗ, помочь ему в профессинальной ориентации, способствовать развитию его возможностей, формировать творческое и научное мышление.
ПРИНЦИП ЭЛЕКТИВНОГО УГЛУБЛЕНИЯ В реализации этого принципа помогает педагогическая инновационная система Школа-вуз, которая предполагает органическое естественное соединение III ступени школьного образования и является этапом комплекса непрерывного образования.
В 1997 году был создан экспериментальный комплекс « Школа – вуз» на базе СОШ № 42 г. Уфы и математического факультета Башкирского государственного университета, который успешно функционирует по настоящее время. Комплекс представляет собой классы с углубленным изучением математики и информатики (8-9 классы) и классы физико-математического профиля (10-11 классы) . В эти классы на конструктивной основе набираются одаренные дети, имеющие выраженную склонность к математическому мышлению, подготовленные к освоению естественных наук.
На протяжении последних 7 лет на базе химического факультета Башкирского государственного университета и СОШ № 42 г. Уфы успешно функционируют химические классы, начиная с 7 класса, затем химико-биологические ( 10-11 классы), в которых ведут занятия высококвалифицированные специалисты по авторским программам..
С 2000 года на базе школы функционирует и развивается индустриально-технологический профиль.
С 2004 года в школе введен социально-гуманитарный профиль (10-11 классы) на базе юридического факультета Уфимского юридического института.
Для обеспечения непрерывности образования в период летних каникул при школе организуются летние двухнедельные смены: химический лагерь «Изотоп», математический лагерь «Альфа» и социально-гуманитарный лагерь «Фемида» для учащихся 7-10 классов. Учеба в летнем лагере позволяет повторить и углубить теоретические основы предмета, дает возможность получить навыки творчества и самостоятельности. Реализация такой системы образования позволяет подготовить школьника к интенсивно-фундаментальному обучению в вузе.
ПРИНЦИП ПРОФИЛИЗАЦИИ
Система профильного обучения
Физико-математический профиль Химико-био логический профиль Социально- гуманитарный профиль Индустриально-технологический профиль

Физико-математический профиль: математика, информатика и ИКТ, физика; элективные курсы: «Решение задач ЕГЭ»
Химико-биологический профиль: химия и экология, биология и экология, математика, информатика и ИКТ; элективные курсы: «Решение задач ЕГЭ»
Индустриально-технологический профиль: физика и технология элективные курсы : «Моделирование одежды». «Механ. обработка металлов»
Социально-гуманитарный профиль: русский язык и литература, история, обществознание, право; элективные курсы: «Введение в философию, политологию, социологию»
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Школа уделяет большое внимание углубленному изучению иностранных языков и изучению информационных технологий как в рамках инвариативной части учебного плана, так и при профильной подготовке учащихся:
иностранный язык 2-4 часа
информатика и ИКТ 1-4 часа
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Важнейшим методом на III ступени обучения является выполнение проектов, подготовка докладов и участие в работе НОУ. Многие проекты выполняются на базе вузов под руководством профессорско-преподавательского состава. Защита проектов проходит на открытых заседаниях секций НОУ школы , района, МАН города Уфы и РБ. Некоторые из учащихся, начав свою научную деятельность еще в НОУ, продолжают ее в вузах. В школе создано 6 секций НОУ(математика, информатика, химия, биология, история, МХК).
ПРИНЦИП КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Общеизвестно, «кадры решают все». При подборе кадров для работы с профильными классами стараемся придерживаться главных принципов:
1. Высокий профессиональный уровень
2. Стимуляция научно - методического роста
3. Широкое привлечение преподавателей вузов, сотрудничающих со школой.
Среди постоянных работников имеют ученые степени 9 преподавателей, аспирантов -2, 51 учитель имеют высшую квалификационную категорию, звание «Заслуженный учитель России» имеют 3 учителя, «Заслуженный учитель РБ»-7, 18 - Отличников просвещения РФ и РБ, 3 -Почетных работников образования.
В школе ведется большая научно-методическая работа. По вопросам профильного обучения проводились заседания педагогического совета, педагогические мастерские. круглые столы, результатом и итогом которых стало успешное выступление учителей школы в районных и городских конкурсах и проведения мастер- классов по профильному обучению.
В последние годы учителя принимали участие в городских, республиканских научно-практических конференциях, доклады оценивались на высоком профессиональном уровне.
Ежегодно несколько учителей аттестуются на высшую и первую квалификационную категории. Учитель химии Агадуллина Л. К. работает по авторской программе, учитель географии Марушин В.А. ведет большую научно-исследовательскую работу по изучению родного края и имеет более 60 книг.
В школе успешно реализуются проекты: программа «Одаренные дети», «Школа-вуз», «Информатизация образования», «Внедрение профильного обучения в старшей школе», «Здоровьесберегающие технологии», Программа воспитательной работы школы, цель которых создание оптимальных условий для развития и воспитания творчески одаренной личности, способность к самоопределению и саморазвитию.

Учебно-воспитательный процесс в школе:
Ступень I ступень Начальная школа II ступень Основная школа c общеобразовательными классами и классами с углубленным изучением отдельных предметов III ступень Старшая школа с профильными классами
классы 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы
Образовательная модель Модель «смешанных способностей» общего и опережающего развития Отборочная модель «смешанных способностей» и углубленное изучение одного из предметных циклов Модель профильного обучения



Структурная модель школы(разноуровневая система обучения)

I ступень. Начальная школа. Разнотемповая.
Общеобразовательные классы Система Л.В. Занкова Система КРО
II ступеньэ. 5-9 классы. Разноуровненвая.
Общеобраз. классы Класс с углубленным изучением предмета естественно научного цикла Класс с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла Система КРО
III ступень. 10-11 классы. Разнопрофильная.
Информационно-технологическийонно-технологический класс Химико-биологический класс Социально-гуманитарный класс Физико-математический класс
Внешние связи школы
УПК, лицей №10 БГУ , хим.фак БФАН БГУ, филфак УЮИ БГУ, матфак, физ.фак
Результатом работы стали 100% успеваемость,64,9 % качества знаний, постоянное участие учеников в олимпиаде школьников по математике, физике, химии, биологии, истории, обществоведению, праву, технологии районного, городского, республиканского, региональногои российского уровня.. В 2005-2006 учебном году было 110 победителей олимпиад. Ребята из СОШ №42 регулярно участвуют в научных конференциях школьников и получают дипломы победителей и призеров. Выпускники успешно поступают в ведущие вузы Республики Башкортостан и Российской Федерации ,такие как Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфимский государственный авиационный технический университет, Московский государственный Университет (механико-математический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики), Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический университет и др. В 2005-2006 учебном году в вузы поступило 93,3 % выпускников, 92,8 % учащихся продолжили обучение в вузах по профилю. Результаты работы видны и высоко оцениваются преподавателями вузов по студентам, прошедшим обучение в нашей школе. Они отличаются высоким уровнем подготовки, степенью ответственности, трудолюбия и дисциплинированности. Школа имеет Диплом победителя Российского конкурса «Школа века»-2000г., Диплом лауреата конкурса «Лучшие образовательные учреждения столицы»-2005 г.,Диплом победителя конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Реализация профильного образования в школе позволяет подготовить школьника к его дальнейшему обучению в вузе и стать в итоге высококлассным специалистом, удовлетворяющим современным требованиям.